Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 37 человек

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по идентификации жертв торговли людьми

Дата: 14 июня в 12:47

ВВЕДЕНИЕ

Настоящие методические рекомендации разработаны по итогам проведенного Министерством внутренних дел Республики Беларусь мониторинга практики исполнения заинтересованными государственными органами и общественными объединениями Положения о порядке идентификации жертв торговли людьми, порядке заполнения и форме анкеты гражданина, который мог пострадать от торговли людьми или связанных с ней преступлений, порядке предоставления содержащихся в ней сведений, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11 июня 2015 г. № 485.Приведенные ниже положения методических рекомендаций носят рекомендательный характер.

                                                           ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Раздел 1.1. Противодействие торговле людьми: составляющие элементы

Международные договоры не дают определения понятию «противодействие торговле людьми». Вместе с тем некоторые государства закрепили определение подобного понятия в своих национальных законодательствах. Так, Закон Республики Беларусь «О противодействии торговле людьми» (далее – Закон о ПТЛ) в статье 1 говорит о том, что противодействие торговле людьми – это деятельность государственных органов, иных организаций, включая международные и иностранные организации, по предупреждению, выявлению, пресечению торговли людьми и связанных с ней преступлений, защите и реабилитации жертв торговли людьми, а также граждан, которые могли пострадать от торговли людьми или связанных с ней преступлений.

Таким образом, противодействие торговле людьми включает в себя два блока:

деятельность по предупреждению, выявлению, пресечению торговли людьми и связанных с ней преступлений;

деятельность по защите и реабилитации жертв торговли людьми,
а также граждан, которые могли пострадать от торговли людьми или связанных с ней преступлений.

Детализируя всю деятельность по противодействию торговле людьми, целесообразно выделить следующие составляющие ее элементы:

1) торговля людьми – преступление, предусмотренное статьей 181 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее – УК) (подробно будет рассмотрено в разделах 1.2 и 1.3);

2) преступления, связанные с торговлей людьми, – преступления, предусмотренные статьями 171, 171-1, 181-1, 187, пунктом 4 части 2 статьи 182, частями 2 и 3 статьи 343-1 УК (подробно будут рассмотрены в разделе 1.4);

3) жертва торговли людьми – физическое лицо (гражданин Республики Беларусь, иностранный гражданин или лицо без гражданства), в отношении которого совершены торговля людьми или связанное с ней преступление (статус «жертва торговли людьми» не является процессуальным, так как не закреплен в Уголовно-процессуальном кодексе Республики Беларусь (далее – УПК), вместе с тем к таким лицам относятся те, в отношении кого совершено любое из преступлений, предусмотренных статьями 171, 171-1, 181, 181-1, 187, пунктом 4 части 2 статьи 182, частями 2 и 3 статьи 343-1 УК, что подтверждено фактическими данными, например, результатами оперативно-розыскной деятельности, материалами доследственной проверки или расследования уголовного дела. Кроме того, рассматриваемый статус обладает рядом особенностей, так как признание человека жертвой торговли людьми не зависит от наличия у него процессуального статуса «потерпевший», о чем мы детально будем говорить ниже);

4) гражданин, который мог пострадать от торговли людьми или связанных с ней преступлений, – физическое лицо (гражданин Республики Беларусь, иностранный гражданин или лицо без гражданства), в отношении которого осуществляется идентификация жертв торговли людьми (то есть это лицо, в отношении которого могло быть совершено любое из преступлений, предусмотренных статьями 171, 171-1, 181, 181-1, 187, пунктом 4 части 2 статьи 182, частями 2 и 3 статьи 343-1 УК, на что указывают факты, для проверки которых осуществляется идентификация жертв торговли людьми в порядке, предусмотренном Положением о порядке идентификации жертв торговли людьми, порядке заполнения и форме анкеты гражданина, который мог пострадать от торговли людьми или связанных с ней преступлений, порядке предоставления содержащихся в ней сведений, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11 июня 2015 г. № 485 (далее – Положение). Статус «гражданин, который мог пострадать от торговли людьми или связанных с ней преступлений» не является процессуальным, так как не закреплен в УПК);

5) идентификация жертв торговли людьми – комплекс действий, осуществляемых в целях получения сведений о совершении в отношении физического лица торговли людьми или связанных с ней преступлений (идентификация жертв торговли людьми регулируется исключительно Положением и не является процессуальным действием, предусмотренным УПК. В связи с этим процесс идентификации не привязан к расследованию уголовного дела и проводится в любых случаях, когда есть обоснованная вероятность совершения в отношении лица торговли людьми или связанного с ней преступления. При этом интервьюирование (опрос) такого лица и фиксация с его слов информации о возможных противоправных действиях не являются идентификацией, а лишь служат основанием для ее начала и не могут быть положены в основу признания лица жертвой торговли людьми без надлежащей проверки полученных сведений);

6) торговец людьми (трафикёр) – физическое лицо, подготавливающее, совершающее, совершившее торговлю людьми и связанное с ней преступление, а также должностное лицо, которое своими действиями (бездействием) содействует торговле людьми и связанному с ней преступлению, а равно не препятствует и не противостоит им, хотя обязано это делать в силу своих служебных полномочий (применительно к законодательству Республики Беларусь трафикером является лицо, подготавливающее, совершающее, совершившее или способствующее совершению преступления, предусмотренного статьей 181 УК, в том числе по совокупности с преступлениями, предусмотренными статьями 171, 171-1, 181-1, 187, пунктом 4 части 2 статьи 182, частями 2 и 3 статьи 343-1 УК);

7) организация, причастная к торговле людьми, – организация (юридическое лицо) осуществляющая деятельность, направленную на торговлю людьми или совершение связанных с ней преступлений, в отношении которой принято и вступило в законную силу решение Верховного Суда Республики Беларусь о признании ее причастной к торговле людьми (организация, признанная на основании решения Верховного Суда Республики Беларусь причастной к торговле людьми, включается в перечень организаций, причастных к торговле людьми, в порядке, установленном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 8 мая 2012 г. № 427);

8) деятельность государственных органов, осуществляющих противодействие торговле людьми, – это деятельность правоохранительных органов по предупреждению, выявлению, пресечению торговли людьми и связанных с ней преступлений, а также по идентификации жертв торговли людьми (Закон о ПТЛ уполномочивает осуществлять указанные функции Министерство внутренних дел Республики Беларусь, Комитет государственной безопасности Республики Беларусь, Государственный пограничный комитет Республики Беларусь, Генеральную прокуратуру Республики Беларусь, Следственный комитет Республики Беларусь. Органы внутренних дел, органы государственной безопасности, органы пограничной службы имеют оперативные подразделения, поэтому на них ложится основная задача по выявлению фактов торговли людьми и связанных с ней преступлений, пресечению указанных противоправных деяний. В ходе осуществления своих основных полномочий, не связанных с выявлением преступлений, органы прокуратуры и Следственный комитет Республики Беларусь вправе обнаруживать факты торговли людьми и связанных с ней преступлений, а также принимать меры по пресечению этих противоправных деяний);

9) деятельность других государственных органов и иных организаций по предупреждению торговли людьми и связанных с ней преступлений, предоставлению жертвам торговли людьми и гражданам, которые могли пострадать от торговли людьми или связанных с ней преступлений, необходимой помощи, защиты и реабилитации, а также по инициированию идентификации жертв торговли людьми (это деятельность организаций и учреждений, подчиненных Министерству труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерству образования Республики Беларусь, Министерству здравоохранения Республики Беларусь, Министерству иностранных дел Республики Беларусь);

10) деятельность общественных объединений, международных и иностранных организаций по предупреждению торговли людьми и связанных с ней преступлений, предоставлению жертвам торговли людьми и гражданам, которые могли пострадать от торговли людьми или связанных с ней преступлений, необходимой помощи, защиты и реабилитации, а также по участию в идентификации жертв торговли людьми (эта деятельность может осуществляться в рамках проектов международной технической помощи, а также быть связанной с созданием центров по защите жертв торговли людьми и оказанию им помощи);

11) координация деятельности по противодействию торговле людьми (вопросы координации в сфере противодействия торговле людьми разделены на две составляющие. Первая составляющая затрагивает координацию правоохранительных органов. Республиканское координационное совещание по борьбе с преступностью и коррупцией, созданное при Генеральной прокуратуре Республики Беларусь, координирует деятельность Министерства внутренних дел Республики Беларусь, Комитета государственной безопасности Республики Беларусь, Государственного пограничного комитета Республики Беларусь, Генеральной прокуратуры Республики Беларусь и Следственного комитета Республики Беларусь (это республиканский уровень). Аналогичная структура действует на областном и районном уровнях. Вторая составляющая касается координации при идентификации, защите и реабилитации жертв торговли людьми, в том числе за рубежом. Здесь Министерство внутренних дел Республики Беларусь координирует деятельность Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерства образования Республики Беларусь, Министерства здравоохранения Республики Беларусь, Министерства иностранных дел Республики Беларусь и общественных объединений);

12) механизм перенаправления жертв торговли людьми – сотрудничество государственных органов, осуществляющих противодействие торговле людьми, других государственных органов и организаций, общественных объединений, международных и иностранных организаций в рамках соответствующих соглашений (под механизмом перенаправления жертв торговли людьми в международной практике понимается такая структура сотрудничества, в рамках которой государственные органы выполняют свои обязательства по обеспечению соблюдения прав человека для жертв торговли людьми и граждан, которые могли пострадать от торговли людьми или связанных с ней преступлений, координируя свои усилия в стратегическом партнерстве с общественными объединениями, международными и иностранными организациями, оказывающими реинтеграционную и реабилитационную помощь. Применительно к Республике Беларусь участниками механизма перенаправления являются государственные органы, общественные объединения, международные и иностранные организации, подписавшие меморандумы о взаимодействии, на основании которых созданы мультидисциплинарные группы, действующие в административно-территориальных единицах Республики Беларусь (только в областях) под руководством председателей областных исполнительных комитетов и при финансовой поддержке Представительства Международной организации по миграции в Республике Беларусь).

Учитывая тот факт, что торговле людьми подвержены практически все государства мира, необходимо различать станы происхождения, транзита и назначения:

13) страна происхождения – это государство, с территории которого осуществляется вывоз жертв торговли людьми, либо граждане которого являются жертвами торговли людьми, либо на территории которого действует и (или) зарегистрировано юридическое лицо, служащее прикрытием для торговли людьми.

14) страна транзита – это государство, через территорию которого осуществляется торговля людьми.

15) страна назначения – это государство, на территории которого осуществляется эксплуатация жертв торговли людьми.

Раздел 1.2. Торговля людьми

Палермский протокол (в статье 3) и Конвенция Совета Европы
(в статье 4) под торговлей людьми понимают осуществляемые в целях эксплуатации вербовку, перевозку, передачу, укрывательство или получение людей путем угрозы силой или ее применения или других форм принуждения, похищения, мошенничества, обмана, злоупотребления властью или уязвимостью положения, либо путем подкупа, в виде платежей или выгод, для получения согласия лица, контролирующего другое лицо. Эксплуатация включает, как минимум, эксплуатацию проституции других лиц или другие формы сексуальной эксплуатации, принудительный труд или услуги, рабство или обычаи, сходные с рабством, подневольное состояние или извлечение органов. Согласие жертвы торговли людьми на запланированную эксплуатацию не принимается во внимание, если было использовано любое из указанных выше средств воздействия.

В законодательстве Республики Беларусь определение понятия «торговля людьми» приведено в УК и Законе о ПТЛ.

Закон о ПТЛ в статье 1 определяет торговлю людьми и эксплуатацию следующим образом:

торговля людьми – вербовка, перевозка, передача, укрывательство или получение человека в целях эксплуатации, совершенные путем обмана, либо злоупотребления доверием, либо применения насилия, либо под угрозой применения насилия. Согласие гражданина на запланированную эксплуатацию не принимается во внимание, если использовалось какое-либо из средств воздействия, указанных в настоящем абзаце;

эксплуатация – незаконное принуждение человека к работе или оказанию услуг (в том числе к действиям сексуального характера, суррогатному материнству, забору у человека органов и (или) тканей) в случае, если он по независящим от него причинам не может отказаться от выполнения работ или оказания услуг, включая рабство или обычаи, сходные с рабством.

В части 1 статьи 181 УК закреплено, что торговля людьми – это вербовка, перевозка, передача, укрывательство или получение человека в целях эксплуатации, совершенные путем обмана, либо злоупотребления доверием, либо применения насилия, не опасного для жизни или здоровья потерпевшего, либо с угрозой применения такого насилия (статья 181 УК в частях 2 и 3 содержит квалифицирующие признаки состава рассматриваемого преступления, при наличии которых торговля людьми несет повышенную общественную опасность).

В примечании к статье 181 УК говорится, что под эксплуатацией в статьях 181, 181-1182 и 187 УК понимается незаконное принуждение человека к работе или оказанию услуг (в том числе к действиям сексуального характера, суррогатному материнству, забору у человека органов и (или) тканей) в случае, если он по независящим от него причинам не может отказаться от выполнения работ (услуг), включая рабство или обычаи, сходные с рабством.

Каким бы ни было описание торговли людьми, главным для международного сообщества является всемирно признанная конструкция, состоящая из цепочки следующих элементов: действие – средство – цель.

Для совершения торговли людьми в отношении совершеннолетнего лица (достигшего 18-летнего возраста) необходима комбинация, состоящая из трех основных элементов: действие, средство, цель (выпадение одного из элементов комбинации говорит об отсутствии торговли людьми).

Действие – это любая из предложенных Палермским протоколом / Конвенцией Совета Европы альтернативных форм поведения: вербовка, перевозка, передача, укрывательство или получение человека (в УК и Законе о ПТЛ все действия имеют те же названия, аналогично тому, как они закреплены в рассматриваемых международных договорах, однако УК дополняется еще и действиями, содержащими квалифицирующие признаки, которые будут раскрыты в разделах 2.6 и 2.7).

Средство – это любая из предложенных Палермским протоколом / Конвенцией Совета Европы форм воздействия на человека: угроза силой или ее применение или другие формы принуждения, похищение, мошенничество, обман, злоупотребление властью или уязвимостью положения, либо подкуп (в виде платежей или выгод) для получения согласия лица, контролирующего другое лицо (в УК альтернатива предложена следующим образом: «обман, либо злоупотребление доверием, либо применение насилия, не опасного для жизни или здоровья потерпевшего, либо угроза применения насилия, не опасного для жизни или здоровья потерпевшего», а в Законе о ПТЛ альтернатива имеет обобщенный вид «обман, либо злоупотребление доверием, либо применение насилия, либо угроза применения насилия», при этом необходимо иметь в виду, что в УК некоторые средства и способы закреплены при помощи квалифицирующих признаков, которые будут раскрыты в разделах 2.6 и 2.7).

Цель – это эксплуатация в любых формах ее проявления в соответствии с Палермским протоколом / Конвенцией Совета Европы (для УК и Закона о ПТЛ аналогично рассматриваемым международным договорам значение имеет только одна цель – это эксплуатация, формы которой будут раскрыты в разделе 2.5).

В статье 8.7 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП) закреплен очень важный момент, согласно которому физическое лицо, совершившее административное правонарушение в силу обстоятельств, вызванных совершением в отношении его деяний, влекущих ответственность по статье 181 УК, либо деяний, направленных на его использование в целях сексуальной или иной эксплуатации, ответственность за которые предусмотрена статьями 171, 171-1, 182, 187 УК, освобождается от административной ответственности.

Согласно законодательству Республики Беларусь жертва торговли людьми освобождается только от административной ответственности. При совершении жертвой преступления действуют уголовно-правовые нормы, регулирующие крайнюю необходимость и необходимую оборону (статьи 34 и 36 УК). Если действия жертвы торговли людьми соответствуют условиям правомерности при крайней необходимости или не выходят за пределы необходимой обороны, то она освобождается от уголовной ответственности (это общий принцип, применимый ко всем физическим лицам, а не только к жертвам торговли людьми).

Раздел 1.3. Торговля детьми

Торговля людьми, совершенная в отношении заведомо несовершеннолетнего/малолетнего (торговля детьми), имеет исключение из рассмотренного в разделе 1.2 правила (здесь один из элементов цепочка действие – средство – цель выпадает, что является международно принятым стандартом, в том числе в Беларуси).

Палермский протокол, Конвенция Совета Европы, Закон о ПТЛ, УК, а также законодательство большинства стран мира под торговлей детьми понимают вербовку, перевозку, передачу, укрывательство или получение несовершеннолетнего в целях эксплуатации. Указанные действия считаются преступлением даже в том случае, если они не связаны с применением какого-либо из средств воздействия (необходимого для признания торговли совершеннолетними людьми).

Таким образом, для торговли детьми достаточна комбинация из двух элементов: действие и цель (средства воздействия не имеют значения). Любая форма эксплуатации заведомо несовершеннолетнего образует торговлю людьми даже при наличии его добровольного согласия на это. Объясняется это тем, что дети легко поддаются влиянию, их жизненный опыт не позволяет оценить все последствия тех решений, которые они принимают, ими легко манипулировать.

Обратим внимание, что в международной практике привлечение несовершеннолетнего к занятию проституцией и участию в порнографических съемках в качестве модели/актера даже при наличии его добровольного согласия на это являются формами его эксплуатации и невозможны без предварительной вербовки последнего в указанных целях (а в некоторых случаях также связаны с его перевозкой, передачей и укрывательством).

УК не содержит самостоятельной статьи, криминализирующей торговлю детьми. В Беларуси торговля людьми, совершенная в отношении несовершеннолетнего/малолетнего, является квалифицированным составом преступления (предусмотрено частями 2 или 3 статьи 181 УК), и предполагает повышенную уголовную ответственность для трафикеров. Наказание за торговлю людьми, совершенную в отношении несовершеннолетнего/малолетнего, – лишение свободы на срок от семи до пятнадцати лет с конфискацией имущества.

Раздел 1.4. Преступления, связанные с торговлей людьми

Согласно Закону о ПТЛ преступления, связанные с торговлей людьми, – это использование занятия проституцией или создание условий для занятия проституцией; вовлечение в занятие проституцией либо принуждение к продолжению занятия проституцией; использование рабского труда; похищение человека; незаконные действия, направленные на трудоустройство граждан за границей; изготовление и распространение порнографических материалов или предметов порнографического характера с изображением несовершеннолетнего.

Очень часто в международной практике рассматриваемые общественно опасные деяния образуют совокупность преступлений с торговлей людьми.

УК криминализирует деяния, связанные с торговлей людьми, следующими нормами:

1) статья 171 «Организация и/или использование занятия проституцией либо создание условий для занятия проституцией» (максимальное наказание – лишение свободы на срок до десяти лет);

2) статья 171-1 «Вовлечение в занятие проституцией либо принуждение к продолжению занятия проституцией» (максимальное наказание – лишение свободы на срок до десяти лет);

3) статья 181-1 «Использование рабского труда» (максимальное наказание – лишение свободы на срок до двенадцати лет);

4) пункт 4 части 2 статьи 182 «Похищение человека» (когда действия совершаются в целях эксплуатации людей) (максимальное наказание – лишение свободы на срок до пятнадцати лет);

5) статья 187 «Незаконные действия, направленные на трудоустройство граждан за границей» (если это привело к эксплуатации человека за рубежом) (максимальное наказание – лишение свободы на срок до восьми лет);

6) части 2 и 3 статьи 343-1 «Изготовление и распространение порнографических материалов или предметов порнографического характера с изображением несовершеннолетнего» (когда для порносъемки в качестве «модели» или «актера» используется ребенок) (максимальное наказание – лишение свободы на срок до тринадцати лет).

Сама торговля людьми криминализирована статьей 181 УК, которая предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок от трех до пятнадцати лет с конфискацией имущества.

Обратим внимание, что использование занятия проституцией по уголовному законодательству Беларуси (статья 171 УК) вобрало в себя признаки как сутенерства, так и сводничества, а от торговли людьми, совершаемой в целях сексуальной эксплуатации, оно отличается по признаку добровольности (при торговле людьми имеет место принуждение). Так, примечание к статье 171 УК говорит, что под использованием занятия проституцией понимается извлечение лицом материальной или иной выгоды от добровольного оказания другим лицом за вознаграждение услуг сексуального характера (половое сношение, мужеложство, лесбиянство и иные действия сексуального характера).

Раздел 1.5. Соотношение квалификации преступления и идентификации жертвы торговли людьми

В Республике Беларусь определение понятия «торговля людьми» содержится в УК и Законе о ПТЛ. Эти определения друг другу не противоречат, а дополняют (при этом предназначены для решения разных задач в рамках достижения одной глобальной цели – искоренения современного рабства).

Когда мы говорим о квалификации преступления и наличии поводов и оснований к возбуждению уголовного дела, тогда мы оперируем определением понятия «торговля людьми», приведенным в УК (так как трафикер может быть привлечен к уголовной ответственности не иначе как на основании норм, закрепленных в УК).

Квалификация преступления – это установление соответствия между фактическими признаками совершенного деяния и признаками состава преступления, предусмотренного соответствующей статьей УК. Квалифицировать преступление – значит дать уголовно-правовую оценку содеянному, определить, подпадает ли оно под признаки, указанные в диспозиции статьи УК. Юридическим основанием квалификации преступления является его состав (состав преступления).

Установление соответствия производится путем сопоставления признаков, предусмотренных в законе, с признаками фактически совершенного деяния. При этом из всего множества фактических обстоятельств совершенного деяния для анализа отбираются только те, которые предусмотрены законом в качестве признаков состава преступления. Обстоятельства, не являющиеся признаками состава, для квалификации значения не имеют. Квалификацию преступлений осуществляют уполномоченные органы и должностные лица: следователи, дознаватели, прокуроры и судьи. Выделяют также неофициальную квалификацию, которую может осуществлять любой человек.

Процесс квалификации складывается из следующих этапов:

1) уяснение содержания признаков анализируемого деяния;

2) выбор подлежащей применению статьи УК, уяснение содержания предусмотренных ею признаков состава преступления;

3) соотнесение указанных в статье признаков с признаками конкретного деяния;

4) вывод о соответствии или несоответствии между ними;

5) закрепление результатов квалификации преступления в процессуальном документе.

Квалификация в первую очередь выполняет задачи уголовного преследования трафикеров и неотвратимости наказания.

Вопрос: что делать, если есть обстоятельства, исключающие производство по уголовному делу; если истекли сроки давности привлечения к ответственности; если общественно опасное деяние совершило невменяемое лицо; если трафикер не достиг возраста уголовной ответственности; если трафикер умер; если есть основания для освобождения от ответственности?

Очевидно, что уголовное дело не будет возбуждено (а уже возбужденное уголовное дело будет прекращено). Но что делать пострадавшему человеку, если деяние есть, а состав преступления отсутствует?

Идентификация жертв торговли людьми осуществляется в целях предоставления человеку необходимой помощи и защиты, а также предотвращения его повторного вовлечения в ситуацию, связанную с торговлей людьми (даже если уголовное дело не было возбуждено или было прекращено).

Когда мы говорим об идентификации жертв торговли людьми, тогда мы оперируем определением понятия «торговля людьми», приведенным в Законе о ПТЛ (оно имеет общий характер и не обременено квалифицирующими признаками).

Вместе с тем определения понятия «торговля людьми», содержащиеся как в УК, так и в Законе о ПТЛ, могут быть использованы как в процессе квалификации преступных деяний, так и в процессе идентификации жертв торговли людьми.

Раздел 1.6. Соотношение статусов «потерпевший» и «жертва торговли людьми», «гражданин, который мог пострадать от торговли людьми или связанных с ней преступлений»

Статусы «жертва торговли людьми» и «гражданин, который мог пострадать от торговли людьми или связанных с ней преступлений»
не являются процессуальными, так как не закреплены в УПК. Процессуальный статус имеет только «потерпевший». Согласно статье 49 УПК потерпевшим признается физическое лицо, которому предусмотренным уголовным законом общественно опасным деянием причинен физический, имущественный или моральный вред и в отношении которого орган, ведущий уголовный процесс, вынес постановление (определение) о признании его потерпевшим.

Совмещение в себе статусов «потерпевший» и «жертва торговли людьми» гарантирует как уголовное преследование трафикеров, так и оказание реабилитационной (реинтеграционной) помощи пострадавшему человеку.

Статусы «потерпевший» и «гражданин, который мог пострадать от торговли людьми или связанных с ней преступлений» не совмещаются.

Статусы «жертва торговли людьми» и «гражданин, который мог пострадать от торговли людьми или связанных с ней преступлений»
не гарантируют уголовного преследования трафикеров, но обеспечивают возможность получения помощи и реабилитации. Так, статус «гражданин, который мог пострадать от торговли людьми или связанных с ней преступлений» предоставляет право на применение в отношении человека мер по защите и реабилитации жертв торговли людьми, предусмотренных в статье 18 Закона о ПТЛ (далее – меры по защите и реабилитации),
в течение 30 дней. Статус «жертва торговли людьми» гарантирует применение в отношении человека мер по защите и реабилитации свыше 30 дней (как правило, до одного года с возможностью продления этого годичного срока).

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.