Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 37 человек

Дорожная карта

Дата: 29 июня в 13:42, Обновлено 29 июня в 13:43

«ДОРОЖНАЯ КАРТА»

 по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся

в рамках реализации областного проекта

«Мой профессиональный старт»

«Дорожная карта» предназначена для организации системной, комплексной профориентационной работы по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся в рамках областного проекта «Мой профессиональный старт».

Цель «Дорожной карты»:

создание условий для осознанного профессионального самоопределения учащихся в соответствии
с личностными и возрастными особенностями, региональными потребностями в кадрах

Задачи:

познакомить учащихся с основами трудоустройства и трудового права Республики Беларусь;

оказать помощь в проектировании жизненных и профессиональных планов учащихся в соответствии
с их возрастом, интересами, склонностями и способностями;

оказать психолого-педагогическую поддержку учащихся на этапе выбора сферы будущей профессиональной деятельности с учетом медицинских требований;

обеспечить внедрение новых подходов к содержанию и формам организации профориентационной работы.

Структура «Дорожной карты»

Цель

Задачи

Методы и формы работы

Сроки

Ответственные

Дошкольное образование

Этап эмоционального отношения

Формирование эмоционального отношени к миру профессий

Знакомство с миром профессий;

формирование интереса к труду;

содействие развитию элементарных трудовых умений (навыки самообслуживания)

Сюжетно-ролевые игры: «Спасатели», «Скорая помощь», «Магазин»;

дидактическая игра «Мир профессий»;

экскурсии на предприятия и организации;

викторина «Что я знаю о профессиях»;

конкурсы рисунков: «Все профессии важны, все профессии нужны»;

беседы о важности и значимости различных профессий;

загадки о профессиях;

изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм.

В течение года

Воспитатели

Показатели эффективности профориентационной работы на данном этапе:

общая ориентация в мире профессий;

сформированы представления о видах производственного труда (шитье, производство продуктов питания, строительство) и                  обслуживающего труда (медицина, торговля, образование), о связи результатов деятельности людей  различных профессий;

сформировано положительное отношение к разным видам труда и потребность в оказании взрослым посильной помощи.

I ступень обучения (1-4 классы)

Этап интереса

Формирование первоначального интереса                   к различным профессиям

Продолжение знакомства с миром профессий;

формирование

позитивного отношения                               к профессионально-трудовой деятельности, устойчивого интереса     к миру труда                    и профессий;

содействие овладению элементарными доступными трудовыми умениями и навыками

Игра-путешествие «Дорога в страну профессий»;

дидактическая игра «Калейдоскоп профессий»;

беседы о профессии;

викторина «Что я знаю о профессиях?»;

просмотр и обсуждение мультфильмов                о профессиях (компания «Парамульт»);

конкурсы рисунков «Радуга профессий»;

изучение литературы;

экскурсии на предприятия и в организации;

трудовые акции: «Благоустроим свой двор», «Мое рабочее место»;

занятия в объединениях по интересам, студиях, секциях;

беседы с родителями о формировании у детей представлений о мире профессий.

В течение года

Учителя начальных классов

Показатели эффективности профориентационной работы на данном этапе:

общие знания о мире профессий и труда;

сформирован познавательный интерес к различным видам профессиональной деятельности;

общая ориентация в мире профессий;

сформировано добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества.

II ступень обучения (5-7 классы)

Этап мотивов

Формирование мотивов выбора профессий, востребованных      в области, государстве

Расширение знаний учащихся о массовых рабочих профессиях, развитие интереса          к ним;

выработка ценностно-мотивационных основ саморазвития                         и самоопределения;

совершенствование практических трудовых навыков

Анкетирование: «Кем я хочу быть?»;

профориентационные игры:

«Угадай профессию»;

«Заглянем в будущее»;

«Защита профессий»;

беседы, просмотр видеофильмов о профессиях;

экскурсии на предприятия и организации;

конкурсы:

рисунков «Замечательная профессия»;

сочинений «Моя будущая профессия»;

фестиваль профессий «Все работы хороши – выбирай на вкус!»;

ярмарка «Город мастеров»;

родительские мастер-классы по профессиям;

творческие конкурсы профессионально-практической направленности, в том числе            для детей с художественно-эстетическими, техническими и другими способностями;

ведение электронной «Профкарты»;

работа обучающегося с личным образовательным портфолио достижений;

работа с электронными образовательными ресурсами.

2 раза в год

В течение года

В течение года

В течение года

Классные руководители

Классные руководители

Классные руководители

Показатели эффективности профориентационной работы на данном этапе:

сформированы умения ориентироваться в мире профессий;

понимание своих склонностей, способностей, индивидуальных качеств, необходимых для выбора будущей профессии;

сформированы волевые черты характера у обучающихся, необходимые для профессиональной деятельности (ответственность, дисциплинированность, самостоятельность, инициативность);

осознание общественной и личной значимости трудовой деятельности;

сформировано положительное отношение к труду как жизненной ценности, потребность быть полезным людям.

II ступень обучения (8-9 классы)

Этап оценки

Формирование умения соотнести свои идеалы, представления       о ценностях         со своими реальными возможностями    и общественными потребностями

Знакомство учащихся     с основами выбора профессии;

формирование адекватной самооценки своих личностных качеств                      и соотнесение их           с требованиями профессии;                   содействие психологической готовности                        к выбору будущей профессиональной деятельности

Диагностика определения профессиональной направленности, интересов, склонностей;

конкурсы:

технического творчества;

эссе, сочинений «Профессии моей семьи»;

презентаций профессий «Моя будущая профессия»;

КВН: «Все профессии важны, все профессии нужны»;

экскурсии на предприятия и в организации;

использование профориентационного потенциала различных учебных предметов (установление и реализация взаимосвязи учебных предметов с профессиональной средой);

знакомство с электронным каталогом профессий и специальностей, электронными справочниками «Куда поступать?», «Абитуриент»;

продолжение ведения электронной «Профкарты учащегося»;

факультативные занятия «Мое профессиональное будущее», «Введение              в педагогическую профессию», «Профессия моей мечты», «Введение в аграрные профессии»;

групповые и индивидуальные консультации,       в том числе онлайн-консультирование;

тренинги, профориентационные игры                   и упражнения;

мастер-классы, профессиональные пробы;

Дни профессий совместно с работодателями (День строителя, День машиностроителя, День работника сельского хозяйства и др.);

знакомство с опытом успешных профессионалов в различных отраслях; творческие конкурсы профессионально-практической направленности, в том числе      для детей с инженерно-техническими                  и художественно-эстетическими способностями;

профильные смены профориентационной направленности в летних оздоровительных лагерях;

работа обучающегося с личным образовательным портфолио достижений;

информационно-просветительская работа с родителями, включая родительские собрания, консультации, составление генеалогического дерева профессий.

Октябрь-ноябрь

В течение года

В течение года

Постоянно

В течение года

По запросу

В течение года

Июнь-август

В течение года

Июнь-август

Постоянно

Педагоги-психологи

Учителя-предметники

Классные руководители

Классные руководители

Классные руководители

Педагоги-психологи

Заместитель директора по воспитательной работе

Классные руководители

Заместитель директора по воспитательной работе

Классные руководители

Показатели эффективности профориентационной работы на данном этапе:

знание факторов, значимых для выбора профессии и специальности;

осознание учащимися своих личностных особенностей, интересов и склонностей;

сформированы навыки самостоятельного поиска информации о профессиях и путях получения профессионального образования;

наличие способности анализировать условия, необходимые для достижения профессиональных целей;

сформирована готовность к выбору профиля обучения и выбору будущей профессиональной деятельности;

сформирована трудовая мотивация.

III ступень обучения (10-11 классы)

Этап оценки и уточнения профессионального плана

Уточнение образовательной и профессиональной траектории, профессионального статуса

Построение личной образовательно-профессиональной траектории;

формирование профессионально - важных качеств, необходимых для овладения специальностью            в избранной профессиональной сфере;

содействие формированию адекватной самооценки своих личностных качеств при выборе профессии

Онлайн-анкетирование «Изучение профессиональных намерений учащихся выпускных классов»;

тематическая неделя «Дороги, которые мы выбираем»;

профдиагностика «Оценка профессиональной направленности личности учащегося»;

профконсультирование: индивидуальное           и групповое;

конкурсы:

компьютерных презентаций: «Иллюстрации       к профессии…»;

профориентационных проектов «Учреждения профессионального образования на карте нашего города»;

КВН «Твоя профессия – твое будущее»;

фестиваль профессий;

знакомство с «образовательной картой» города, района;

открытые диалоги, дискуссии с представителями различных профессий;

использование профориентационного потенциала профильных учебных предметов;

проектно-исследовательская деятельность учащихся (включая исследование областей профессиональной деятельности);

знакомство с опытом успешных профессионалов в различных отраслях («профмитапы», мастер-классы, экскурсии         на предприятия, беседы, лекции, реализация проектов под руководством профессионалов       и др.);

работа с информационно-справочной, учебной и развивающей литературой, а также с сетевыми ресурсами (интернет-порталами, поисковыми системами);

участие в олимпиадах, конкурсах, научно-практических и теоретических конференциях;

работа обучающегося с личной образовательно-профессиональной траекторией;

родительские лектории: «Как помочь ребенку определится с выбором профессии»;

родительские собрания «Мир профессий, или какую дверь открыть?» «Думаем вместе: рейтинг самых востребованных профессий».

2 раза в год

Октябрь-ноябрь

2 раза в год

(октябрь, апрель)

В течение года

В течение года

В течение года

В течение года

В течение года

В течение года

В течение года

В течение года

Классные

руководители

Зам. директора по воспитательной работе

Педагоги-психологи

Классные

руководители

Классные

руководители

Классные

руководители

Учителя-предметники

Классные

руководители

Классные

руководители

Учителя-предметники

Классные руководители

Показатели эффективности профориентационной работы на данном этапе:

информированность о социально-экономической ситуации, требованиях рынка труда, путях получения профессии и перспективах трудоустройства по выбранной специальности;

самостоятельный анализ рынка профессионально-образовательных услуг и профессиональной деятельности;

осознание своих возможностей и ограничений;

способность соотносить свои возможности, желания, стремления и требованиями будущей профессиональной деятельности;

сформированы ценностно-смысловые ориентации;

наличие личного профессионально-образовательного плана (маршрута).

Дополнительное образование детей и молодежи

Этап формирования профессиональных компетенций

Формирование профессиональных умений               и навыков

Создание атмосферы увлечённости творческой, продуктивной, проектно-исследовательской деятельностью;

выявление                   и поддержка детей, имеющих художественно-эстетические, технические и другие способности;

создание новых возможностей для освоения учащимися современных                  и будущих профессий, формирования профессиональных компетенций

Включение детей в разнообразные виды деятельности на основе использования активно-деятельностных форм и методов педагогической работы;

привлечение к педагогической работе                  в системе дополнительного образования специалистов, увлеченных своей профессиональной деятельностью;

проведение творческих конкурсов с детьми        и подростками, имеющими художественно-эстетические, технические и другие способности;

организация конкурса «JuniorSkills Belarus»     по следующим направлениям: мобильная робототехника, графический дизайн, прототипирование, сетевое и системное администрирование, инженерный дизайн CAD, технологии беспилотных летательных аппаратов, мультимедийная журналистика, веб-дизайн, дизайн, моделирование одежды, флористика и др.

В течение года

Педагоги дополнительного образования

Показатели эффективности профориентационной работы на данном этапе:

сформированы профессиональные компетенции к конкретным видам профессиональной деятельности;

развиты творческие, художественные, технические и другие способности;

сформирован устойчивый интерес к определенным видам трудовой деятельности.

 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.