Новости проекта
Перенос и удаление уроков
Внесение изменений в личные данные
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 30 человек

27.03. 2018 заседание МО учителей - предметников

Дата: 3 апреля 2018 в 15:09

Использование информационно-коммуникационных технологий и электронных средств обучения в образовательном процессе

         В условиях динамично меняющегося мира, усложнения технологий и непрерывного совершенствования информатизация сферы образования приобретает большое значение. Современный этап развития общества ставит перед системой образования ряд принципиально новых проблем, среди которых следует выделить необходимость повышения качества образования и его доступности, создание оптимальных образовательных систем и усиление связи между различными уровнями образования. Одной из основных задач учителя в современном образовании становится задача заинтересовать учащегося изучаемой дисциплиной, мотивировать ребенка к изучению предмета, стимулировать его познавательную и творческую активность, научиться удивлять, интриговать.

          Одно из приоритетных направлений развития современного информационного общества - информатизация образования – процесс совершенствования образовательного процесса на основе внедрения средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

         С развитием информационно-коммуникационных технологий стали интенсивно развиваться и электронные средства обучения (ЭСО) – средства обучения, созданные с использованием компьютерных информационных технологий.

         В настоящее время электронные средства обучения отличаются многообразием форм реализации, которые обусловлены как спецификой учебных предметов, так и возможностями современных компьютерных технологий. Современные ЭСО могут быть представлены в виде:

– виртуальных лабораторий, лабораторных практикумов;

– компьютерных тренажеров;

– тестирующих и контролирующих программ;

– игровых обучающих программ;

– программно-методических комплексов;

– электронных учебников, текстовый, графический и мультимедийный материал которых снабжен системой гиперссылок;

– предметно-ориентированных сред (микромиров, имитационно-моделирующих программ);

– наборов мультимедийных ресурсов;

– справочников и энциклопедий;

– информационно-поисковых систем, учебных баз данных;

– интеллектуальных обучающих систем.

         Приведенный перечень не может являться исчерпывающим, поскольку в связи с развитием компьютерных технологий проектирования и создания программных продуктов появляются новые виды ЭСО и формы их реализации. ЭСО, используемые в образовательном процессе, должны соответствовать общедидактическим требованиям: научности, доступности, проблемности, наглядности, системности и последовательности предъявления материала, сознательности обучения, самостоятельности и активности деятельности, прочности усвоения знаний, единства образовательных, развивающих и воспитательных функций.

         Очень распространенным электронным средством в учебном процессе является компьютерные презентации, которые способствуют развитию интереса к предмету. В презентациях используются картинки, анимации, гиперссылки, можно дополнить видеосюжетами, подобрать звуковое сопровождение, что более интересно для современного школьника. Презентация позволяет создать модель процесса, явления, позволяет наглядно продемонстрировать решение задачи, понять сложные логические математические построения, задать алгоритм выполнения действий, последовательность ответов на вопросы, составить план ответа. Преимущества учебных занятий с использованием презентаций заключаются также в том, что демонстрационные возможности мультимедиа проектора помогают сохранять устойчивую мотивацию у учащихся и обеспечивают развитие пространственного воображения.

          В качестве средства реализации технологического подхода для изучения учебного материала можно рассматривать применение интерактивной доски. Интерактивная доска позволяет не только отображать объекты, но и управлять процессом презентации: электронным маркером вносить поправки и коррективы, пользуясь цветом, и комментарии поверх видеоклипов или заранее созданной презентации. Широкий спектр цветов на интерактивной доске, позволяет преподавателю акцентировать внимание учащихся на наиболее важных и значимых блоках информации, осуществлять анализ и синтез информации.

         Применение электронных средств обучения привело к появлению новых технологий и форм обучения для обработки и передачи учебных информации. Процесс компьютеризации учебного процесса создаёт предпосылки для широкого внедрения в педагогическую практику компьютерных технологий. Особенностью организации учебного процесса с применением компьютерных средств является то, что центром деятельности становится обучающий, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания.        

Организация образовательного процесса

с использованием ИКТ

         Компьютерные технологии предоставляют следующие возможности для образовательного процесса:

  • рационально организовывать познавательную деятельность в образовательном процессе;
  • вовлечь в процесс активного обучения категории обучающихся, которые отличаются способностями и стилем обучения;
  • сделать образовательный процесс более эффективным, вовлекая все виды чувственного восприятия обучающихся;
  • обретения и закрепления профессиональных навыков;
  • повысить уровень самообразования, мотивации учебной деятельности;
  • обеспечить обучающегося большим количеством знаний;
  • развить интеллектуальные, творческие способности;
  • работать с различными источниками информации;
  • незамедлительную обратную связь между пользователем и средствами ИКТ, что позволяет обеспечить интерактивный диалог;
  • получить доступ в единое мировое информационное пространство.

         Применение компьютерных программных средств в учебном процессе позволяет учителю не только разнообразить традиционные формы обучения, но и решать самые разные задачи: повышать мотивацию и наглядность в обучении, дифференцировать работу учащихся при выполнении ими тренировочных упражнений, облегчать мониторинг знаний и умений учащихся. Использование электронных средств в учебном процессе позволяет сделать уроки содержательнее, интереснее, эмоциональнее, нагляднее и эффективнее, а также сделать процесс усвоения знаний учащимися более интересным и наглядным, улучшить мотивацию учащихся, привить интерес к предмету, повысить качество знаний.

         При условии целенаправленного и систематического использования ЭСО в образовательном процессе в сочетании с традиционными методами обучения значительно повышается эффективность обучения.

Варианты проведения урока с ИКТ-поддержкой

         Учебное занятие с мультимедийной поддержкой (урок демонстрационного типа).

         На таком уроке в классе используется один компьютер, которым пользуется учитель в качестве «электронной доски». С этой целью в учреждении общего среднего образования, кроме компьютерных классов, рекомендуется иметь мобильный компьютер с мультимедийным проектором, позволяющий оперативно организовать учебное занятие с компьютерной поддержкой по любому учебному предмету в любое время.

         В качестве программного обеспечения такого учебного занятия целесообразно использовать материалы готовых программных продуктов на СD, DVD, содержащие большой объем фото-, видео-, аудиоматериалов информации по различным темам.

         Учебное занятие с компьютерной поддержкой.

         Место проведения:

– компьютерный класс;

– учебный класс, в котором постоянно находятся 2-3 компьютера (учащиеся работают за компьютерами группами или по очереди).

         На таких учебных занятиях учащиеся работают с учебным пособием (текстовым материалом, рисунками), а также выполняют практические задания, упражнения тренировочного и контролирующего характера. При такой организации учебного занятия у педагога появляется возможность провести анализ уровня знаний учащихся и дать им объективную оценку, а также выявить пробелы в знаниях.

         К данному виду учебного занятия можно отнести:

– учебные занятия компьютерного тестирования (предполагают индивидуальную работу за компьютером);

– учебные занятия тренинга или конструирования (учащиеся работают за компьютером индивидуально или в группе).

         На таких учебных занятиях, как правило, используется компьютерная среда, позволяющая решать определенный тип задач. Например, на уроках математики это может быть тренажер для решения задач определенного типа или среда для осуществления моделирования геометрических задач.

         Учебное занятие, интегрированное с информатикой.

         Рекомендуется интегрированные учебные занятия проводить в компьютерном классе, где у учащихся организован доступ к компьютерам. На таких учебных занятиях целесообразно смоделировать некоторый процесс и, произведя необходимые расчеты, сделать выводы. Такое учебное занятие рекомендуется проводить учителю-предметнику и учителю информатики. Учитель-предметник ставит задачу, вместе с учащимся анализирует промежуточные и итоговые результаты, делает выводы. Учитель информатики помогает учащимся построить математическую модель процесса и выполнить все необходимые расчеты по этой модели.

         Традиционное учебное занятие с использованием Интернет-ресурсов.

         На таком учебном занятии рекомендуется использовать в качестве учебно-методического сопровождения как различные электронные учебные издания на CD-, DVD-носителях (учебники, учебные пособия, хрестоматии, задачники, словари, справочники, тесты, символьные объекты, статические и динамические модели и т.д.), так и образовательные Интернет-ресурсы.

         Нетрадиционные формы учебных занятий (внеурочная деятельность).

         Мультимедийная лекция, виртуальная лаборатория, виртуальная экскурсия и др. Подобная организация образовательного процесса предполагает включение всего класса в работу с ИКТ, использование дифференцированных и индивидуализированных форм работы.

         Опыт работы показывает, что использование ИКТ во внеурочной деятельности обладает рядом преимуществ: отсутствуют жесткие временные рамки, имеется возможность для индивидуального решения технических проблем, можно обойтись меньшим количеством технических средств и т.д. Вне урока можно выполнять домашние задания, заниматься проектной деятельностью, самостоятельной подготовкой к экзаменам, самообразованием, получать дополнительное образование посредством дистанционного обучения.

         При организации самостоятельной деятельности учащихся с ИКТ во внеурочное время необходимо обеспечить им доступ к соответствующим ресурсам.

Основные этапы учебного занятия с использованием ИКТ

          В учебном процессе компьютер может быть использован на всех этапах урока. При объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле.

         Этап подготовки к учебному занятию:

         – анализ электронных информационных ресурсов,

         – отбор необходимого материала по теме,

         – структурирование и оформление собранного материала на электронных или бумажных носителях.

         Учителю следует продумать, как организовать процесс общения учеников с компьютером, сопоставить функции компьютерных средств и

действия ученика, способы подачи учебного материала, представленного в электронном издании по учебному предмету. Особое внимание на таком учебном занятии необходимо уделить формулировке вопросов и заданий, выполняя которые учащиеся будут обращаться к ЭСО.

         Этап проведения учебного занятия:

          – учитель проводит беседу, в процессе которой может вводить новые понятия, определять готовность учащихся к самостоятельной работе с ЭСО; при необходимости учитель демонстрирует специфику работы с программными продуктами. Учащимся назначаются индивидуальные задания;

         – учащиеся начинают синхронное вхождение в работу с ЭСО под руководством учителя, после чего приступают к самостоятельной работе; на данном этапе учитель становится наставником, организатором процесса исследования, поиска, переработки информации, консультантом;

         – работа учащихся с различным дидактическим материалом (без компьютера); можно предложить учащимся проблемную ситуацию или задачу, решение которых поможет достижению целей учебного занятия.

         Подведение итогов учебного занятия.

         Однако сколько бы пользы не приносили инновации, нельзя забывать об их минусах:

  • внедрение компьютерных технологий возможно только при соответствующем технологическом оснащении;
  • излишняя автоматизация обезличивает образовательный процесс, отчуждая друг от друга его участников, использование компьютерных технологий приводит к свертыванию социального взаимодействия и общения;
  • образовательный процесс на базе компьютерных технологий не учит самостоятельному выражению мыслей вслух, ориентирует обучающегося на электронную шпаргалку;
  • развивается психологическая зависимость от работы на компьютере;
  • излишек информации, так называемый «информационный мусор», который сопровождает практически любой запрос в сети Интернет;
  • нельзя также забывать о том, что чрезмерное использование компьютерных технологий негативно отражается на здоровье человека.

         Из всего выше сказанного можно сделать следующие выводы:

  • ​средства компьютерных технологий имеют ряд преимуществ по сравнению с традиционными средствами обучения;
  • ​​процесс обучения не может строиться исключительно на информационно-коммуникационных технологиях.
  • компьютерные технологии требуют хорошей материально-технической базы и своевременного обновления оборудования;
  • применение информационно-коммуникационных технологий может иметь негативные последствия.

         Гигиенические требования к организации образовательного процесса

         Образовательный процесс в учреждениях образования должен обеспечивать сохранение здоровья учеников, поддерживать их работоспособность на протяжении учебного дня, недели, учебного года, необходимую двигательную активность.

         При организации образовательного процесса с использованием ЭСО необходимо руководствоваться следующими нормативными документами:

  • Санитарные правила и нормы 9-131 РБ 2000 «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, электронно-вычислительным машинам и организации работы»;
  • постановление Министерства здравоохранения от 30.05.2006 № 70 «О внесении изменений и дополнений в Санитарные правила и нормы 9-131 РБ 2000 «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, электронно-вычислительным машинам и организации работы».

         При проведении занятий в компьютерных классах обязательно чередование теоретической и практической работы с персональным компьютером (ПК) и видеодисплейным терминалом (ВДТ) на протяжении урока. Продолжительность учебных занятий с использованием ПК и ВДТ зависит от возраста учащихся, технических данных ПК и ВДТ, характера и сложности выполняемой работы.

         В соответствии с последними рекомендациями длительность работы с компьютером не должна превышать:

на развивающих игровых занятиях:

               – для детей 6 лет – 10 минут;

               – для учащихся начальной школы – 15 минут;

               – для учащихся V–VII классов, имеющих навыки работы с ПК, – 20 минут;

         на учебных занятиях по основам информатики и вычислительной техники:

               – для учащихся VIII (IX) классов – 25 минут;

               – для учащихся IX (X) классов – 40 минут;

               – для учащихся X–XI классов применение ПК допускается не более чем на одном сдвоенном учебном занятии в день: 30 минут на первом уроке и 30 минут на втором учебном занятии с интервалом в работе на ПК не менее 20 минут, включая перемену, объяснение учебного материала, опрос учащихся и т.п.

         Для предупреждения развития переутомления при работе с ПК и ВДТ необходимо осуществлять комплекс профилактических мероприятий:

               – делать перерывы длительностью не менее 10 минут после каждого академического часа учебных занятий независимо от учебного процесса;

               – устраивать во время перерывов сквозное проветривание компьютерного класса с обязательным выходом учащихся из него;

               – подключать таймер к ПК или централизованно отключать отображение информации на дисплеях с целью обеспечения нормируемого времени работы на ПК;

               – выполнять упражнения для глаз через каждые 20–25 минут работы с использованием ПК или ВДТ; при появлении зрительного дискомфорта, выражающегося в быстром развитии усталости глаз, рези, мелькании точек перед глазами и т.п., упражнения для глаз выполняются индивидуально, самостоятельно и раньше указанного времени;

               – для снятия статического напряжения в течение 1–2 минут проводить физкультурные минутки целенаправленного назначения индивидуально или организованно при появлении начальных признаков утомления;

               – для снятия общего утомления, улучшения функционального состояния нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной систем, а также мышц плечевого пояса, рук, спины, шеи и ног проводить физкультпаузы во время перерывов в течение 3–4 минут.

Занятия в кружках с использованием ПК должны проводиться не чаще 2 раз в неделю.

         Продолжительность непосредственной работы на ПК не должна превышать:

         в I–IV классах:

– на игровых занятиях в заданном темпе – 10 минут;

– на смешанных занятиях с отвлечениями от работы с компьютером, в свободном режиме – 30 минут;

         в V (VI) классах:

– на игровых занятиях в заданном темпе – 30 минут,

– на смешанных занятиях – 60 минут.

         Обязательны соблюдение режима работы на ПК и проведение профилактических мероприятий.

         Недопустимо использование времени всего занятия для проведения компьютерных игр с навязанным ритмом. Разрешается их проводить в конце занятия длительностью до 10 минут для учащихся II–V классов и 15 минут для учащихся VI–XI классов. Кружковые и факультативные занятия с использованием ПК следует проводить не ранее чем через час после окончания учебных занятий. Это время следует использовать для отдыха и приема пищи.

         Итак, на современном этапе развития общества, в эпоху глобальной информатизации, игнорировать компьютерные технологии, намеренно преуменьшать их значение в системе образования невозможно. Главное помнить, что компьютерные технологии - это не панацея, а хорошее средство обучения в руках умелого педагога. Ведь только мастерство преподавателя способно найти золотую середину в использовании компьютерных технологий на занятии, чтобы полюсы не превратились в минусы

Литература:

 1. Жук, А. И. Информатизация образования как средство повышения качества образовательных услуг / А. И. Жук // Информатизация образования. — 2006. — № 2. — С. 3–19.

2. Кукушин, В. С. Педагогические технологии / В. С. Кукушин. — М.:

Академия, 2004.

3. Митрофанов К.Г., Зайцева О.В., Применение инновационных компьютерных технологий в сфере образования: основные аспекты и тенденции. Вестник, 2009, Выпуск 10(88), с.64-68.

4. Полат, Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие / Е. С. Полат. — М.: Академия, 2002.

Интернет – ресурсы системы образования

Белорусский национальный образовательный интернет-портал

http://www.edu.by

Министерство образования Республики Беларусь

http://minedu.unibel.by

Управление специального образования Министерства образования

http://asabliva.by

НМУ «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь

http://adu.by

Учреждение «Главный информационно-аналитический центр Министерства образования Республики Беларусь»

http://giac.unibel.by

ГУО «Академия последипломного образования»

http://academy.edu.by

Сайт методической поддержки развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся

http://tvoi-mir.unibel.by

УО «Республиканский институт контроля знаний»

http://rikz.unibel.by

УО «Республиканский институт профессионального образования»

http://ripo.unibel.by

Cайт методической поддержки профессионального образования

http://profedu.unibel.by

ГУО «Минский городской институт развития образования»

http://mgiro.minsk.edu.by

Минский городской методический портал

http://mp.minsk.edu.by

ГУО «Брестский областной институт развития образования»

http://ipk-brest.narod.ru

ГУО «Витебский областной институт развития образования

http://iro.vitebsk.by

ГУО «Гомельский областной институт развития образования»

http://iro.readme.by

ГУО «Гродненский областной институт развития образования»

http://ipk.grodno.unibel.by

ГУО «Минский областной институт развития образования»

http://moipk.minsk-region.edu.by

УО «Могилевский государственный областной институт развития образования»

http://mogileviro.by

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.